Об авторе
О книге
Оглавление
Библиография
Библиотека

 

 

Освальд Шпенглер

1880 -- 1936

1880
29 мая: В Бланкенбурге (Гарц) в семье почтового секретаря Бернгарда Шпенглера и его жены Паулины (урожденной Гранцов) родился сын Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер.

Из автобиографических заметок Шпенглера:
"Моё первое воспоминание -- это ужас: факельное шествие 1883 года. Тогда и началась моя внутренняя жизнь".

1887
Семья переезжает в Зост, где Освальд поступает в гимназию.

1899 -- 1903
Окончив гимназию, Шпенглер изучает математику и естественные науки в Галле, Мюнхене и Берлине.

1904
Под руководством знаменитого в то время философа Алоиса Риля Шпенглер защищает в университете Галле диссертацию "Основная метафизическая идея гераклитовской философии" ("Der metaphysiche Grundgedanke der Heraklitischen Philosophie") и получает учёную степень кандидата наук.

1908 -- 1911
Шпенглер работает учителем гимназии в Гамбурге, преподает естествознание, математику, немецкий язык и историю.

1911
Переселившись в Мюнхен, Шпенглер работает редактором по культуре в различных газетах, затем становится свободным писателем и дает частные уроки.

1914
Шпенглер публикует несколько статей монархической и антипарламентской направленности.

1915
В меморандуме "Императору Вильгельму" ("An den Kaiser Wilhelm") Шпенглер называет начало Первой мировой войны "величайшим днём мировой истории".

Из заметок Шпенглера:
"Я ощущаю большинство великих мировых свершений -- например, войну -- как личную вину. Как это происходит? Я блуждаю вокруг в ужасном отчаянии, словно некий злодей, заслуживающий за это наказания".

1918
Выходит из печати первый том основного труда Шпенглера "Закат Европы" ("Der Untergang des Abendlandes"). Книга становится самой громкой интеллектуальной сенсацией своего времени и вызывает ожесточённую полемику, продолжавшуюся вплоть до начала 1930-х годов. В поддержку Шпенглера высказываются философы Николай Бердяев, Георг Зиммель, Хосе Ортега-и-Гассет, теолог Адольф фон Гарнак, историки Эдвард Майер, Арнольд Тойнби, социолог Питирим Сорокин, писатель Эрнст Юнгер; среди противников -- философы Вальтер Беньямин, Бенедетто Кроче, Отто Нойрат, писатели Франц Кафка, Курт Тухольский, историк Фридрих Майнекке, социолог Фердинанд Тённис, теолог Эрнст Трёльч. Параллельно с критикой на Шпенглера обрушиваются обвинения в плагиате, причём число "выявленных" критиками "предшественников" Шпенглера исчисляется десятками.

Из письма Шпенглера издателю Оскару Беку:
"Мне пришлось на этот лад познакомиться с более чем пятьюдесятью предшественниками, включая Лампрехта, Дильтея и даже Бергсона. Число их тем временем должно было перевалить далеко за сотню. Если бы мне вздумалось прочитать хоть половину этого, я ещё и сегодня не подошёл бы к концу... Гёте и Ницше -- вот те два мыслителя, зависимость от которых я чувствую наверняка. Тому, кто откапывает "предшественников" за последние двадцать лет, и в голову не приходит, что все эти мысли, и притом в гораздо более предвосхищающей редакции, содержатся уже в прозе и письмах Гёте, как, скажем, последовательность ранней эпохи, поздней эпохи и цивилизации в маленькой статье "Духовные эпохи", и что сегодня вообще невозможно высказать чего-либо такого, что не было бы затронуто в посмертных томах Ницше".

1919
Январь: Гёттингенский университет предлагает Шпенглеру философскую кафедру, но Шпенглер отказывается, желая заниматься исключительно творческой работой.

Из статьи Шпенглера "Пессимизм ли это?":
""Философию для неё самой" я всегда глубоко презирал. Для меня нет ничего более скучного, нежели чистая логика, научная психология, общая этика и эстетика. Жизнь не имеет ничего обобщающего, ничего научного. Мне кажется излишней каждая строчка, которая написана не для того, чтобы служить деятельной жизни".

Ноябрь: Архив Ницше присуждает Шпенглеру почётную премию за "Закат Европы". Шпенглер избирается членом президиума Архива.

Из заметок Шпенглера о Ницше:
"Он открыл тональность чужих культур. Никто до него и понятия не имел о темпе истории... В картине истории, которую научное исследование складывало тогда из дат и чисел, он прежде всего пережил ритмическую смену эпох, нравов и образов мыслей, целых рас и великих индивидов, словно некую симфонию... К музыканту Ницше восходит искусство вчувствования в стиль и такт чужих культур, безотносительно к источникам и зачастую в противоречии с ними -- но какое это имеет значение!"

1920
Декабрь: Шпенглер публикует книгу "Пруссачество и социализм" ("Preussentum und Sozialismus"), ставшую одним из политических манифестов движения германских консерваторов, получившего (с легкой руки Томаса Манна) название "консервативная революция".

Из статьи философа-консерватора Эдгара Юлиуса Юнга:
"Консервативной революцией мы называем восстановление всех тех изначальных законов и ценностей, без которых человек утрачивает связь с природой и с Богом и не может установить никакой истинный порядок".

1922
В Германии выходит второй том "Заката Европы". Шпенглер -- на пике популярности. Типичная для тех лет картина: Шпенглер с отрешенным видом прогуливается по улице, а встречные студенты благоговейно шепчутся: "Смотри, вон идёт Закат Европы!"

В России выходит сборник статей Николая Бердяева, Якова Букшпана, Фёдора Степуна и Семёна Франка "Освальд Шпенглер и закат Европы". Ленин называет его "литературным прикрытием белогвардейской организации". Гнев вождя настолько велик, что именно эта книга становится непосредственным поводом для высылки из России лучших представителей оппозиционно настроенной интеллектуальной элиты.

Из газеты "Правда" за 31 августа 1922 г.:
"Советская власть обнаружила слишком много терпения по отношению к этим элементам, надеясь, что они поймут бессмысленность своих надежд на возвращение к прошлому. Она предоставляла им полную возможность работать для дела восстановления нашего хозяйства и для действительной научной работы... Высылка активных контрреволюционных элементов из буржуазной интеллигенции является первым предостережением Советской власти по отношению к этим слоям".

1923
Ноябрь: в Мюнхене Шпенглер впервые становится свидетелем выступления пока ещё малоизвестного политика Адольфа Гитлера.

1924
26 февраля: Шпенглер выступает перед студентами с речью "Политические обязательства немецкой молодежи" ("Politische Pflichten der deutschen Jugend"), в которой осуждает "надувательство всеобщих выборов и свободной прессы".
Выходит книга Шпенглера "Восстановление Германской империи" ("Neubau des Deutschen Reiches"), в которой он углубляет критику капитализма с консервативных позиций.

1925
Один из лидеров нацистской партии Грегор Штрассер приглашает Шпенглера к сотрудничеству, однако Шпенглер отказывается, поскольку расценивает нацистское движение как "бунт бездарностей" и отрицательно относится к антисемитизму.

Из высказываний Шпенглера о нацистах:
"Партия -- это когда безработные организуются бездельниками... Она подавляет каждый намек на критику и правду в прессе, книгах, общественности, вплоть до разговоров в кругу семьи, и делает это по необходимости, так как само существование этой банды кровопийц-ашантиев покоится на молчании жертв... Они говорят о расе и, вместо того, чтобы взглянуть на себя в зеркало, тычут пальцем в фотографию Бамбергского всадника... Один бегает за мальчиками, другой за шприцем с морфием, третий не может бежать, будучи косолапым... "Закат Европы" -- книга, прочитання фюрером в объёме всего титульного листа".

1931
Выходит книга Шпенглера "Человек и техника" ("Der Mensch und die Technik"), в которой Шпенглер впервые в европейской философской мысли ставит вопрос о роли техники в культуре, о её "нравственном или метафизическом уровне”, о её "смысле в рамках истории".

1932
Шпенглер публикует работу "Годы решения" ("Jahre der Entscheinung") -- интерпретацию идеи "заката Европы" в политическом ключе.

1933
18 марта: министр народного просвещения и пропаганды Йозеф Гёббельс предлагает Шпенглеру сотрудничать с нацистским режимом. Шпенглер отвечает отказом.

Из книги Детлева Фелькена "Освальд Шпенглер. Консервативный мыслитель между кайзеровской империей и диктатурой":
"Место лауреата в Третьем рейхе он уж обеспечил бы себе наверняка. Но Шпенглер сверх всякой меры мыслил в измерениях собственного величия, чтобы довольствоваться ролью идеологического декоратора".

25 июля: первая и единственная беседа Шпенглера с Гитлером в Байрёйте.

Из воспоминаний одного из очевидцев:
"После энергичного спора, лишь выявившего обоюдную неприязнь, они враждебно распрощались друг с другом. Гитлер критиковал в Шпенглере консервативную установку и недооценку значения расового вопроса, в то время как Шпенглер совершенно неприкрыто выражал свое презрение к Гитлеру".

31 августа: с критикой Шпенглера выступает центральный орган нацистской партии газета "Voelkischer Beobachter".

27 сентября: имя Шпенглера запрещено упоминать по радио.

1934
30 июня: Гитлер и его окружение устраивают в Германии "ночь длинных ножей", в ходе которой эсэсовцы убивают ряд политических противников Гитлера из правого лагеря. Шпенглера не трогают, но среди убитых -- его друзья и единомышленники: философ Эдгар Юнг, музыкальный критик Вилли Шмид, бывший верховный государственный комиссар Баварии Густав фон Кар.

1935
1 мая: на митинге в Темпельхофе с критикой Шпенглера выступает сам Гитлер.

Из речи Гитлера:
"Некий писатель обобщил настроения того времени в книге, которую он озаглавил "Закат Европы". Итак, должно ли это действительно быть концом нашей истории и, следовательно, наших народов? Нет! Мы не можем в это верить! Не закатом Европы должно это называться, а новым возрождением народов этой Европы".

1936
8 мая: Освальд Шпенглер умирает в Мюнхене.

Из воспоминаний сестры Шпенглера:
"Мы положили в гроб синьора "Фауста" и "Заратустру". Он всегда брал их с собой, когда уезжал куда-то. Ноги покрыли белым покрывалом с широкими кружевами, которые связала когда-то матушка".

 

 

 

Контакт с автором сайта

 

Сайт управляется системой uCoz