Освальд ШпенглерЗакат ЕвропыОчерки морфологии мировой историиПЕРВЫЙ
ТОМ
|
ЕГИПЕТСКАЯ КУЛЬТУРА |
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА |
АРАБСКАЯ КУЛЬТУРА |
ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА |
ГЛУБОКАЯ ДРЕВНОСТЬ ХАОС ПЕРВОЗДАННЫХ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ФОРМ. МИСТИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА И НАИВНАЯ ИМИТАЦИЯ |
|||
Эпоха
тинитов
|
Микенская
эпоха
|
Персидско-селевкидская
эпоха
|
Меровингско-каролингская
эпоха
|
2830
-- 2600
|
1600
-- 1100
|
500
-- 0
|
500
-- 900
|
Стимул:
шумерское (переднеазиатское) влияние
|
Стимул: позднеегипетское (минойское), поздневавилонское (малоазиатское) влияние |
Стимул:
позднеантичное (эллинистическое),
позднеиндийское (индо-иранское?) влияние
|
Стимул:
"позднеарабское" (мавританско-византийское) влияние
|
КУЛЬТУРА ИСТОРИЯ ЖИЗНИ СТИЛЯ, ФОРМИРУЮЩЕГО ВСЕ ВНЕШНЕЕ БЫТИЕ. ЯЗЫК ФОРМ ГЛУБОЧАЙШЕЙ СИМВОЛИЧЕСКОЙ НЕОБХОДИМОСТИ |
|||
I. РАННЯЯ ЭПОХА: ОРНАМЕНТ И АРХИТЕКТУРА КАК ЭЛЕМЕНТАРНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЮНОГО МИРОЧУВСТВОВАНИЯ ("ПРИМИТИВЫ") |
|||
ДРЕВНЕЕ
ЦАРСТВО
|
ДОРИКА
|
РАННЕАРАБСКИЙ
МИР ФОРМ (сасанидские, византийские, армянские, сирийские, сабейские,
"позднеантичные", "древнехристианские" формы)
|
ГОТИКА
|
2600
-- 2200
|
1100
-- 650
|
0
-- 500
|
900
-- 1500
|
1. РОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ. ВЫРАСТАЮЩИЕ ИЗ ДУХА ЛАНДШАФТА, БЕССОЗНАТЕЛЬНО СОТВОРЕННЫЕ ФОРМЫ |
|||
4
-- 5 династии: 2550 -- 2320
|
XI
-- IX вв.
|
I
-- III вв.
|
XI
-- XIII вв.
|
Геометрический
храмовый
стиль
|
Деревянная
архитектура
|
Культовые
интерьеры
|
Романтика
и ранняя готика
|
Пирамидный
храм
|
Дорическая
колонна
|
Базилика,
купольная постройка
|
Сводчатые
соборы
|
Ряды
растительных колонн. Ряды плоскостных рельефов
|
Архитрав.
Геометрический (дипилоновый)стиль
|
(Пантеон
как мечеть), арки на колоннах, вьющийся узор, заполняющий плоскость
|
Система
распорок, оконная роспись кафедр, пластика
|
Могильные статуи |
Могильные вазы |
Саркофаги |
|
2.
ЗАВЕРШЕНИЕ РАННЕГО ЯЗЫКА ФОРМ. ИСЧЕРПАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ
|
|||
6-я
династия: 2320 -- 2200
|
VIII
-- VII вв.
|
IV
-- V вв.
|
XIV
-- XV вв.
|
Угасание
стиля пирамид и эпико-идиллического рельефа
|
Конец
высоко-архаического дорическо-этрусского
стиля
|
Конец
образных персидско-сирийско-коптских искусств
|
Поздняя
готика и Ренессанс
|
Расцвет
архаической изобразит. пластики
|
Протокоринфская
древнеаттическая (мифологич.) вазовая роспись
|
Подъем
мозаичной живописи и арабески
|
Расцвет
и конец фрески и статуи: от Джотто (готика) до Микеланджело (барокко).
Сиена, Нюрнберг. Готическое плоскостное изображение от Ван Эйка
до Гольбейна. Контрапункт и масляная живопись
|
II. ПОЗДНЯЯ ЭПОХА: ОБРАЗОВАНИЕ ГРУППЫ УРБАНИСТИЧЕСКИ СОЗНАТЕЛЬНЫХ, ИЗБРАННЫХ, НЕСОМЫХ ОТДЕЛЬНЫМИ ЛИЧНОСТЯМИ ИСКУССТВ ("ВЕЛИКИЕ МАСТЕРА") |
|||
СРЕДНЕЕ
ЦАРСТВО
|
ИОНИКА
|
ПОЗДНЕАРАБСКИЙ
МИР ФОРМ (персидско-несторианские, византийско-армянские, исламско-мавританские
формы)
|
БАРОККО
|
2040
-- 1790
|
650 -- 350
|
500 -- 800
|
1500 -- 1800
|
3. ВЫРАБОТКА ЗРЕЛОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ |
|||
11-я
династия: 2130 -- 1990. Хрупкое и значительное, почти бесследно
исчезнувшее искусство
|
Завершение
храмового тела (периптер, каменная постройка). Ионическая колонна
|
Завершение
пространства мечети (центральная купольная постройка, Св. София)
|
Живописный
зодческий стиль от Микеланджело до Бернини (†1680)
|
Господство
фресковой живописи до Полигнота (460)
|
Расцвет
мозаичной живописи
|
Господство
масляной живописи от Тициана до Рембрандта (†1672)
|
|
Расцвет
свободной объемной пластики ("Аполлон Тенейский" до
Агелада)
|
Завершение
коврового стиля арабески (Мшатта)
|
Расцвет
музыки от Орландо ди Лассо до Генриха Шютца (†1672)
|
|
4.
ВНЕШНЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ ОДУХОТВОРЕННОГО ЯЗЫКА ФОРМ
|
|||
12-я
династия: 1900 -- 1790
|
Расцвет
Афин 480 -- 350
|
Эпоха
Эмейядов VII -- VIII вв.
|
Рококо
|
Пилоновые
храмы, лабиринт
|
Акрополь
|
Полная
победа безобразного искусства арабески над архитектурой
|
Музыкальный
зодческий стиль ("рококо")
|
Характерные
статуи. Исторические рельефы
|
Господство
классической пластики от Мирона до Фидия. Конец строгой фресковой
и вазовой росписи (Зевксис)
|
Господство
классической музыки от Баха до Моцарта. Конец классич. масл. живописи
от Ватто до Гойи
|
|
5.
УГАСАНИЕ СТРОГОЙ ТВОРЧЕСКОЙ СИЛЫ. РАЗЛОЖЕНИЕ БОЛЬШОЙ ФОРМЫ. КОНЕЦ
СТИЛЯ "КЛАССИЦИЗМ И РОМАНТИКА"
|
|||
Неразбериха
ок. 1700
|
Эпоха
Александра
|
Гарун-аль-Рашид
(ок. 800)
|
Ампир
и бидермейер
|
Ничего
не сохранилось
|
Коринфская
колонна. Лисипп и Апеллес
|
"Мавританское
искусство"
|
Классицистич.
архаич. вкус. Бетховен, Делакруа
|
ЦИВИЛИЗАЦИЯ СУЩЕСТВОВАНИЕ БЕЗ ВНУТРЕННЕЙ ФОРМЫ. ИСКУССТВО МИРОВЫХ ГОРОДОВ КАК ПРИВЫЧКА, РОСКОШЬ, СПОРТ, СТРЕСС. БЫСТРО ИЗМЕНЧИВЫЕ МОДНЫЕ СТИЛИ (РЕАНИМАЦИИ, ПРОИЗВОЛЬНЫЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, ЗАИМСТВОВАНИЯ), ЛИШЕННЫЕ СИМВОЛИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ |
|||
1.
"ИСКУССТВО МОДЕРН". "ПРОБЛЕМЫ" ИСКУССТВА.
ПОПЫТКИ ОЛИЦЕТВОРИТЬ И ПРОБУДИТЬ КОСМОПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ. ПРЕВРАЩЕНИЕ
МУЗЫКИ, ЗОДЧЕСТВА И ЖИВОПИСИ В ГОЛЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ ИСКУССТВА
|
|||
Эпоха
гиксосов: 1675 -- 1550 [см. Таблицу I]
|
Эллинизм
|
Династии
султанов IX -- X вв.
|
XIX
-- XX вв.
|
Сохранилось
лишь на Крите: минойское искусство
|
Пергам. искусство (театральность). Эллинистич. живописные манеры (Веристические, причудливые, субъективные) |
Расцвет
испано-сицилийского искусства
|
Импрессионизм
от Констебля до Лейбля и Мане
|
Роскошная
архитектура городов эпохи диадохов
|
Самарра
|
Американская
архитектура
|
|
2.
КОНЕЦ РАЗВИТИЯ ФОРМ ВООБЩЕ. БЕССМЫСЛЕННАЯ, ПУСТАЯ, ВЫМУЧЕННАЯ,
НАГРОМОЖДЕННАЯ АРХИТЕКТУРА И ОРНАМЕНТИКА. ПОДРАЖАНИЕ АРХАИЧЕСКИМ
И ЭКЗОТИЧЕСКИМ МОТИВАМ
|
|||
18-я
династия: 1550
-- 1328
|
Римская
эпоха 100 до Р.Х. -- 100 после Р.Х.
|
Эпоха
сельджуков после 1050
|
С
2000
|
Пещерный
храм в Дер-аль-Бахри. Колоссы Мемнона. Искусство Кносса и Амарны
|
Нагромождение
трех ордеров. Форумы, театр (Колизей). Триумфальная арка
|
"Искусство
Востока" во время крестовых походов
|
|
3.
ИСХОД. ВЫРАБОТКА СТАЦИОНАРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ ФОРМ. РОСКОШЕСТВА ЦЕЗАРЕЙ
С МАТЕРИАЛОМ И МАССОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. ПРОВИНЦИАЛЬНОЕ ПРИКЛАДНОЕ
ИСКУССТВО
|
|||
19-я
династия: 1328 -- 1195
|
От
Траяна до Аврелиана
|
Эпоха
монголов с1250
|
|
Гигантские
постройки Луксора, Карнака и Абидоса
|
Гигантские
форумы, термы, колоннады, триумфальные колонны
|
Гигантские
постройки, напр. в Индии
|
|
Искусство
малых форм (анималистическая пластика, ткани, оружие)
|
Искусство
римских провинций (керамика, статуи, оружие)
|
Восточное
прикладное искусство (ковры, оружие, утварь)
|