Освальд ШпенглерЗакат ЕвропыОчерки морфологии мировой историиПЕРВЫЙ
ТОМ
|
ИНДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА с 1500 |
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА с 1100 |
АРАБСКАЯ КУЛЬТУРА с 0 |
ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА с 900 |
|
ВЕСНА ЛАНДШАФТНО-ИНТУИТИВНАЯ СТИХИЯ. МОЩНЫЕ ТВОРЕНИЯ ПРОБУЖДАЮЩЕЙСЯ, ОПУТАННОЙ СНАМИ ДУШИ. СВЕРХЛИЧНОЕ ЕДИНСТВО И ПОЛНОТА |
||||
1. РОЖДЕНИЕ МИФА БОЛЬШОГО СТИЛЯ КАК ВЫРАЖЕНИЕ НОВОГО БОГОЧУВСТВОВАНИЯ. МИРОВОЙ СТРАХ И МИРОВАЯ ТОСКА |
||||
1500
-- 1200
|
1100
-- 800
|
0
-- 300
|
900
-- 1200
|
|
Религия
вед
|
Эллинско-италийская
"деметрийская" народная религия
|
Первохристианство.
Мандейцы, Маркион, гносис
|
Германский
католицизм. Эдда (Бальдур)
|
|
Олимпийский
миф
|
Синкретизм
(Митра, Баал)
|
Бернард
Клервоский, Иоахим Флорский, Франциск Ассизский
|
||
Арийские
героические сказания
|
Гомер
|
Евангелия.
Апокалиптика
|
Народный
эпос (Зигфрид), рыцарский эпос (Грааль).
|
|
Сказание о Геракле и Тесее |
Христ., мазд., языч. легенды |
Западные легенды о святых |
||
2.
РАННЕЕ МИСТИКО-МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ НОВОГО ВЗГЛЯДА НА МИР.
ВЫСОКАЯ СХОЛАСТИКА
|
||||
Содержится
в древнейших частях вед
|
Древнейшая,
изустная орфика, этрусская дисциплина
|
Ориген
(†254), Плотин (†269)
|
Фома
Аквинский (†1274)
|
|
Последействие:
Гесиод, космогония
|
Мани
(†276), Ямвлих (†330). Авеста, Талмуд, патристика
|
Дунс
Скот (†1308). Данте (†1321), Экхарт (†1329). Мистика и схоластика
|
||
ЛЕТО СОЗРЕВАЮЩАЯ СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ. ПЕРВЫЕ РОСТКИ ГРАЖДАНСКО-ГОРОДСКОГО И КРИТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ |
||||
3.
РЕФОРМАЦИЯ: В РАМКАХ РЕЛИГИИ НАРОДНЫЙ ПРОТЕСТ ПРОТИВ ВЕЛИКИХ ФОРМ
РАННЕЙ ЖИЗНИ
|
||||
Брамины,
древнейшие элементы упанишад (X - IX вв.)
|
Орфическое движение. Религия Диониса. "Религия Нумы" (VII век) |
Августин
(†430). Несторианцы
(ок. 430). Монофизиты (ок. 450). Маздак (ок. 500)
|
Николай
Кузанский (†1464).
Гус (†1415),
Савонарола, Карлштадт, Лютер, Кальвин (†1564)
|
|
4.
НАЧАЛО ЧИСТО ФИЛОСОФСКОЙ ФОРМУЛИРОВКИ МИРОЧУВСТВОВАНИЯ. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ
ИДЕАЛИСТИЧЕСКИХ И РЕАЛИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
|
||||
Содержится
в упанишадах
|
Великие
досократики (VI - V вв.)
|
Византийская,
иудейская, сирийская, коптская, персидская литература VI - VII
вв.
|
Галилей,
Бэкон, Декарт, Бруно, Бёме, Лейбниц, (XVI - XVII вв.)
|
|
5.
СОЗДАНИЕ НОВОЙ МАТЕМАТИКИ. КОНЦЕПЦИЯ ЧИСЛА КАК ОТРАЖЕНИЯ И СУЩНОСТИ
ФОРМЫ МИРА
|
||||
Утрачено
|
Число
как величина (мера) (геометрия, арифметика)
|
Неопределённое
число (алгебра)
|
Число
как функция (анализ)
|
|
Пифагорейцы
с 540
|
Развитие
не исследовано
|
Декарт,
Паскаль, Ферма ок. 630. Ньютон, Лейбниц ок. 1670
|
||
6.
ПУРИТАНИЗМ: РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИ-МИСТИЧЕСКОЕ СКУДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО
НАЧАЛА
|
||||
Следы
в упанишадах
|
Пифагорейский
союз с 540
|
Мухаммед
622. Павликиане, иконоборцы с 650
|
Английские
пуритане с 1620. Французские янсенисты с 1640 (Пор-Рояль)
|
|
ОСЕНЬ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ БОЛЬШИХ ГОРОДОВ. КУЛЬМИНАЦИЯ СТРОГО УМСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА |
||||
7.
"ПРОСВЕЩЕНИЕ": ВЕРА ВО ВСЕМОГУЩЕСТВО РАССУДКА. КУЛЬТ
"ПРИРОДЫ". РАЗУМНАЯ РЕЛИГИЯ
|
||||
Сутры;
санкхья; Будда;
|
Софисты
V в.
|
Мутазилиты
|
Английские
сенсуалисты (Локк)
|
|
относительно
поздние упанишады
|
Сократ
(†399).
Демокрит (†ок.
360)
|
Суфизм.
Наццам; аль-Кинди (ок. 830)
|
Французские
энциклопедисты (Вольтер); Руссо
|
|
8.
КУЛЬМИНАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. ВЫСВЕТЛЕНИЕ МИРА ФОРМ ЧИСЕЛ
|
||||
Утрачено
|
Архит
(†365), Платон (†346)
|
Не
исследовано (теория чисел, сферическая тригонометрия)
|
Эйлер
(†1783), Лангранж (†1813)
|
|
(Значимость
положения. Ноль как число)
|
Евдокс
(†355). (Конические сечения)
|
Лаплас
(†1827). (Проблема бесконечно малых)
|
||