Эта
книга, результат трех лет, была завершена в первом изложении, когда
разразилась великая война. До весны 1917 года она была еще раз переработана,
дополнена и уточнена в деталях. Чрезвычайные обстоятельства замедлили
ее дальнейшее появление.
Хотя
задачей ее выступает общая философия истории, она тем не менее представляет
собою в более глубоком смысле комментарий к великой эпохе, под знаком
которой сложились ее путеводные идеи.
Заглавие,
установившееся с 1912 года, обозначает в строжайшем значении слова
и с оглядкой на закат античности всемирно-историческую фазу охватом
в множество столетий, в начале которой мы находимся в настоящее время.
События
подтвердили многое и ничего не опровергли. Выяснилось, что эти мысли
должны были появиться именно теперь и как раз в Германии и что сама
война относится все еще к предпосылкам, при которых могли определиться
последние черты новой картины мира.
Ибо
речь, по моему убеждению, идет не об одной возможной наряду с прочими
и лишь логически оправданной, но о самой, в некотором
роде естественной, смутно предчувствованной всеми философии эпохи.
Это может быть сказано без самонадеянности. Мысль, отмеченная исторической
необходимостью, стало быть, мысль, которая не относится к некой эпохе,
а делает эпоху, является лишь в ограниченном смысле собственностью
того, кому выпадает на долю ее авторство. Она принадлежит всему времени;
она бессознательно бродит в мышлении всех, и лишь случайная частная
ее формулировка, без которой не бывает никакой философии, оказывается
со своими слабостями и преимуществами судьбой - и счастьем - отдельного
человека.
Мне
остается только добавить пожелание, чтобы эта книга не выглядела совершенно
недостойной рядом с военными успехами Германии.
Освальд
Шпенглер
Мюнхен,
декабрь 1917