Об авторе
О книге
Оглавление
Библиография
Библиотека


Шпенглер Освальд

Эта статья взята из четвертого издания "Краткого философского словаря" под редакцией М.Розенталя и П.Юдина и представляет собой пример интерпретации философии Шпенглера с точки зрения советского марксизма в его наиболее догматизированном и идеологизированном "сталинском" варианте. Автор статьи неизвестен.

Шпенглер Освальд (1880 -- 1936) -- немецкий философ-идеалист, махровый реакционер, идеолог прусского юнкерства, один из идеологических предшественников фашизма. Основное произведение Шпенглера, излагающее его философию истории, -- "Закат Европы" вышло вскоре после поражения Германии в первой мировой войне и имело огромный успех среди идеологов империализма. В этом произведении Шпенглер предрекает неизбежное крушение капиталистической цивилизации, которую он отождествляет с европейской культурой. Философия Шпенглера проникнута злобной ненавистью к трудящимся, к социализму и революции. Рабочих ("четвертое сословие") он объявляет "вне культуры", "вне истории"; масса, заявляет Шпенглер, есть конец всего, "радикальное ничто". Шпенглер восхваляет "старопрусский дух", монархию, дворянское сословие и милитаризм. Война для него -- "вечная форма высшего человеческого бытия". Шпенглеровская "философия истории" основана на отрицании научного познания. Исторический исследователь, по его мнению, тем значительнее, чем меньше он принадлежит науке. Логическому, рациональному познанию Шпенглер противопоставляет интуицию. Борясь против научного, материалистического понимания истории, он отрицает принцип причинности и закономерности в общественной жизни. Шпенглер отрицает возможность познания объективной истины, отстаивая абсолютный релятивизм. Вместе с исторической закономерностью Шпенглер отбрасывает и понятие исторического прогресса, пытается доказать бессмысленность истории и отсутствие в ней развития. Научному пониманию закономерного исторического развития Шпенглер противопоставляет исторический фатализм -- предопределенность, "судьбу". Шпенглер отрицает также единство всемирной истории. История распадается у него на ряд совершенно независимых, неповторимых "культур", особых сверхорганизмов, имеющих индивидуальную судьбу и переживающих периоды возникновения, расцвета и умирания. Задачу философии истории Шпенглер сводит к постижению "морфологической структуры" каждой "культуры", в основе которой якобы лежит "душа культуры". Согласно Шпенглеру, западноевропейская культура вступила в стадию упадка уже начиная с XIX в., т.е. с победой капитализма; периодом ее расцвета была эпоха феодализма. Воинственное, черносотенное мракобесие Шпенглера, враждебное научному мышлению и выдвигающее против "марксистского социализма" "немецкий социализм", под которым разумеется реставрация феодально-милитаристского старопрусского режима, послужило одним из источников идеологии германского фашизма -- "национал-социализма". Близкую к воззрениям Шпенглера "философию истории" пропагандирует в настоящее времяодин из идеологов американо-английского империализма, английский историк А.Тойнби.

Краткий философский словарь. М.: Госполитиздат, 1954.


 

Контакт с автором сайта

 

Сайт управляется системой uCoz